(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

Космическая черная дыра поглотила звезду (фото, видео)

Астрономам из NASA удалось зарегистрировать редчайшее явление, которое происходит приблизительно раз в сто миллионов лет. Через космический телескоп "Спитцер" была зафиксирована сильнейшая вспышка ренгеновского излучения, происходящая на протяжении вот уже двух с половиной месяцев - это ненасытная черная дыра поглощает массивную звезду.

Dim lights Embed Embed this video on your site

Предположительный источник гамма-излучения располагается в созвездии Дракона, расположенного в 3.9 млрд. световых лет от нашей планеты, а сама вспышка получила условное обозначение Swift J1644+57, под которым и была занесена в астрономические каталоги.

Астрономы выяснили, что источник, названный Swift J1644+57, является результатом поистине выдающегося события - пробуждения черной дыры, дремавшей в далекой галактике.

Большинство галактик, включая нашу собственную, обладают черными дырами, масса которых в миллионы раз превышает солнечную. Объект Swift J1644+57 в два раза тяжелее нашей черной дыры, масса которой превышает солнечную в 4 млн раз.

При первом обнаружении (это случилось 28 марта) вспышку сначала приняли за всплеск гамма-излучения - довольно обыденный сигнал о том, что где-то когда-то скончалась массивная звезда и родилась черная дыра. Однако эмиссия становилась все ярче, и это заставило астрономов предположить, что они стали свидетелями далекой космической трапезы.

При чем черная дыра пожирает звезду, масса которой больше минимум в сто раз массы нашего Солнца. И, учитывая, что звезда-жертва слишком большая даже для черной дыры - она разрывает светило на куски и поглощает по частям.

Попадая в черную дыру, звезда разрывается чудовищными приливными силами. Газ собирается в диск, вращающийся вокруг черной дыры, и быстро разогревается до нескольких миллионов градусов. Газ, находящийся во внутренней части диска, устремляется непосредственно в черную дыру. В момент очередного разрыва выделяется колоссальное количество энергии, а поглощаемая черной дырой материя скручивается, образуя настоящий водоворот, скорость которого превышает 90% скорости света. Именно этот водоворот выделяет гамма-излучение.

Но с Земли такое излучение зафиксировать не возможно - собственная атмосфера нашей планеты поглощает большую часть излучения, оберегая землян от смертельной опасности.

Зарегистрировать подобные излучения возможно лишь из космоса, например, с орбиты нашей планеты, откуда NASA и ведет значительную часть всех наблюдений. Астрономы отмечают, что проглотив звезду, дыра стала еще больше. Возможно, со временем она станет одной из тех супермассивных черных дыр, которые содержат до миллиарда солнечных масс.

Черными дырами называют объекты, масса которых столь велика, что они "не отпускают" от себя даже излучение. Соответственно, наблюдать черные дыры непосредственно нельзя - ученые судят об их присутствии по косвенным признакам. Например, когда эти объекты притягивают к себе окружающий газ, то последний, падая на дыру, разогревается и начинает интенсивно испускать излучение в различных диапазона - в частности, в рентгеновском.

Существует версия, что внутри черных дыр вполне может существовать жизнь. Если черная дыра достаточно большая, то в ней могут уместиться несколько планет, которые будут вращаться по сложным орбитам вокруг ее центра. А благодаря "пойманному" вместе с планетами свету внутри черной дыры может быть достаточно светло. Поэтому, там даже может существовать жизнь - разумная, но полностью незаметная для внешнего наблюдателя.

по материалам НАСА